Что делать если заказчик не подписывает акт выполненных работ?

акт выполненных работ

Что делать если заказчик не подписывает акт выполненных работ?Актом выполненных работ принято называть письменный документ, которым закрывается сделка по оказанию услуг или работы. Он прекращает действие договора между заказчиком и исполнителем и выступает основанием для оплаты проделанной работы.

Но, что делать исполнителю по договору, если заказчик уклоняется от подписания акта выполненных работ без видимых оснований и выставленных исполнителю претензий? Существует в практике метод, позволяющий соответствующим образом исправить сложившуюся ситуацию.

Правовое регулирование

Акт выполненных работ – это юридически значимый письменный документ, на основании которого судебные, правоохранительные органы имеют право посчитать, что со стороны исполнителя все работы были исполнены в полном объеме.

Существование в правовой культуре этого документа закреплено в положениях четвертой части 753 статьи второй части ГК РФ.

Последствия подписания

Претензий финансового характера после подписания документа при стандартной практики быть не может. Исключение составляет только обнаружение серьезных скрытых дефектов, которые выявлены уже после подписания рассматриваемого документа и закреплены в экспертном заключении специалиста сторонней организации, не имеющей отношения к выполнению самой услуги или работы.

Форма и содержание

Акт выполняется в письменной форме по юридически значимому экземпляру для каждой из сторон договора. Должен включать в себя следующие данные:

1. Наименование сторон (фамилия, имя отчество, наименование организации или данные индивидуального предпринимателя, место расположения, паспортные данные, контактные номера телефонов, адрес электронной почты, иные данные сторон).

2. Перечень выполненных работ, предусмотренных договором с описанием конкретных действий и периодику выполнения. Располагаются в хронологическом порядке.

3. Размер оплаты работ с указанием дат произведенных платежей со стороны Заказчика.

4. Перечень предоставленной документации на результат работы.

5. Перечень закупаемых и предоставляемых материалов.

Особенности подписания

Акт обязательно подписывается обеими сторонами лично или с помощью официально доверенных лиц с легитимно предоставленными доверенностями:

• со стороны физических лиц – доверенность выдается в нотариально удостоверенной форме;

• со стороны индивидуального предпринимателя – либо в нотариальной форме, либо в форме простого письменного документа, удостоверенного подписью и печатью ИП;

• со стороны юридического лица – простой письменной форме с подписью уполномоченного уставом организации должностного лица и печатью организации.

Что делать исполнителю, если вторая сторона уклоняется от принятия результата?

Исходя из положений указанной выше статьи, требуется сделать отметку в акте, что вторая сторона отказывается от подписания документа. Акт подписывается представителем исполнителя в одностороннем порядке. В практике даже закрепилось понятие «молчаливое принятие». Это неофициальный термин как раз обозначает одностороннее подписание рассматриваемого документа. Однако, как показывает практика, этого недостаточно. Нужно выполнить ряд дополнительных действий.

Исполнитель должен обезопасить себя от дальнейших не благоприятных последствий в виде судебного разбирательства или проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

Для этого применяется следующий порядок действий:

1. Исполнитель направляет Заказчику ценное письмо с описью вложения и сопроводительными документами, в которых предложить Заказчику подписать акт со своей стороны, а если не подписать, то подготовить и направить мотивированный отказ от подписания с указанием конкретных причин такого отказа. Указать, что в случае отсутствия реакции на данное письмо акт будет подписан в одностороннем порядке.

2. Сохранить подтверждающие отправку документы и копию сопроводительного письма.

3. По окончании предоставленного заказчику срока подписать документацию в одностороннем порядке.

4. Направить второй подписанный акт с отметкой об отказе заказчику услуги или работы.

Не действительным такой документ можно будет признать только в рамках судебного разбирательства, если заказчик подтвердит обоснованность своих претензий по отношению к исполнителю и результату выполненных им работ. А также обоснует отсутствие внесудебного порядка урегулирования спора и отсутствие предоставления исполнителю четкого и детально мотивированного отказа от соответствующего подписания и визирования юридически значимого документа, завершающего действие договора.